Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

Содержание

Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

Ежемесячно, каждый владелец квартиры оплачивает услуги, относящиеся к разряду коммунальных:

  • свет;
  • газ;
  • пользование жилой площадью;
  • подача воды;
  • канализация;
  • подача тепла;
  • содержание здания и его текущий ремонт;
  • проведение капитального ремонта дома.

Иногда, к этому списку может добавиться плата за использование антенны, а в зданиях выше пяти этажей – содержание и ремонт лифтового оборудования. В некоторых случаях, также собираются взносы на оплату труда председателя совета дома и консьержа. Суммы всех этих платежей, сроки и способы перечисления средств определяются по-разному.

Тарифы

  • Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

  • Размер оплаты таких услуг, как свет, газ, отопление, водоснабжение и канализация рассчитывается по определенным ставкам, которые устанавливает либо местный муниципалитет, либо органы власти, отвечающие за управление субъектами Российской Федерации.
  • Конкретные суммы вычисляются либо по установленным нормам, либо при помощи счетчиков, расположенных непосредственно в квартире.

Если в жилом помещении установлены счетчики на газ, свет и воду, то собственник жилья самостоятельно контролирует, сколько он должен заплатить за прошедший месяц. Высчитывается разница между текущим показанием и прошлым, и получившееся число умножается на величину установленного тарифа.

В большинстве случаев, поставщик услуги сам присылает квитанцию с определенной суммой, где необходимо сверить эти величины и внести изменения, если имеется расхождение. Периодически происходит проверка счетчиков представителями организаций, занимающейся предоставлением услуги. Это делается с целью выявления недобросовестных потребителей.

Если установлены общедомовые приборы учета (свет, газ, водоснабжение), то их показания снимает управляющая компания, ТСЖ или иная организация, ответственная за обслуживание дома.

Все показания обязательно заносятся в специально заведенный журнал для последующей оплаты в соответствии с тарифами. Любой собственник вправе проверить эти записи, чтобы удостовериться в правильности начисления коммунальных платежей.

Приобретение и установка общедомовых счетчиков могут быть осуществлены в любой момент. Платят за это все жильцы поровну, так как эти приборы учета входят в состав общедомового имущества. Оснащение может быть проведено только сотрудниками компаний, осуществляющих снабжение пользователей ресурсами.

В том случае, если в доме нет счетчиков, оплата производится по установленным нормативам. Обычно, это газ, водоснабжение, водоотведение и отопление. За свет, как правило, платят по индивидуальным приборам учета.

Расчет производится либо по количеству людей, прописанных в квартире, либо по объему жилой площади. Собственник, который платит по квитанциям, может сравнить начисленные суммы с регламентированными нормативами. При выявлении любых расхождений существует возможность потребовать перерасчет платежей.

Плата за содержание имущества

  • Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

  • Помимо услуг ЖКХ, ежемесячно с собственников жилья взимается плата за содержание дома в надлежащем состоянии, мелкий ремонт здания и коммуникационных систем.
  • К ним, традиционно, относятся следующие объекты:
    • лестничные площадки;
    • коридоры;
    • лифты и лифтовое оборудование;
    • чердаки;
    • подвалы;
    • технические этажи;
    • крыши;
    • инженерные системы;
    • система отопления и водоснабжения;
    • этажные щитки и электрошкафы, установленные в подъезде;
    • осветительные приборы;
    • пожарная сигнализация;
    • автоматические двери;
    • придомовая территория со всеми объектами благоустройства.

    Если тарифы на основные коммунальные услуги (свет, газ, отопление и прочие) одинаковы, то плата за содержание общедомового имущества может различаться. Такая ситуация обусловлена тем, что размер этих платежей регулируется иначе.

    Согласно положениям действующего Жилищного кодекса, размер оплаты за содержание и ремонт дома должен быть таким, чтобы обеспечивать оказание данных услуг в полном объеме. Не существует возможности платить по заниженным ставкам.

    Если собственник, по той или иной причине, не в состоянии нести эти расходы, ему необходимо прийти в администрацию с заявлением о получении соответствующей субсидии. Окончательный размер суммы всецело зависит от того, какой метод управления многоквартирным домом был выбран жильцами.

    Способы управления домом

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    При выборе управляющей компании, для осуществления обслуживания, тарифы устанавливаются на регулярном собрании собственников жилья. Со стороны УК вносятся определенные предложения с различными вариантами объемов обслуживания и соответствующей оплатой.

    Кто именно устанавливает тарифы на коммунальные услуги

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    Дабы определить правомерность взимания и грамотно потреблять ресурсы, которые любезно предоставляются коммунальными службами, необходимо знать, как и кто именно устанавливает тарифы на коммунальные услуги РФ.

    Подробнее о ЖКХ

    Для собственника жилой площади в многоквартирном доме плата за помещение и коммунальные услуги (далее КУ) состоит из таких платежей:

  • Коммунальные услуги.
  • жилого строения.
  • Капитальный ремонт.
  • Практический опыт доказывает, что большинству семей сложнее всего разобраться именно первым пунктом, потому что он, в свою очередь, делится еще на шесть подпунктов:

  • Горячее водоснабжение (предусмотрено не для всех).
  • Холодное водоснабжение.
  • Отопление.
  • Водоотведение (канализация).
  • Электроснабжение.
  • Газоснабжение.
  • Как и где можно узнать тарифы на коммунальные услуги

    Размер выплат регулируется государством, основываясь на тарифе коммунального ресурса и объемах потребления.

    Говоря о тарифе, имеется в виду стоимость единицы конкретного ресурса, будь то вода, газ или электричество. Объемы вычисляются согласно месячным среднестатистическим данным.

    Региональные органы власти утверждают тарифы на КУ по вышеописанной схеме.

    Ответственные по субъектам

    Так как каждый субъект уполномочен делать расчет размера платы самостоятельно, регионально эти цифры будут разниться:

  • В Московской области данные полномочия являются обязанностью комитета по ценам и тарифам. Больше ни одна из подстанций не может повлиять на тарифы, которые уже установлены этим органом. Но в границах действующей системы регулирования не получится полностью избежать роста цен из-за того, что ресурсы ежегодно дорожают, как и услуги обслуживающих организаций. Но согласно ЖК РФ, используются ограничения. Так, с началом нынешнего года индекс роста цен на КУ по области составляет 4%. При том, что процент инфляции выше данной цифры уже три года подряд. Для Подмосковья – 6,1%. В самой столице процент еще выше.
  • На территории Ленинградской области за данный вопрос отвечает Комитет по тарифам и ценовой политике. Функции органа утверждены региональным Положением. Согласно аналитическому обзору региону, не стоит ждать значительного повышения тарифов, потому что не было превышения потребления ресурсов.
  • В Твери платежки окрасятся новыми суммами. Расходы значительно увеличились относительно прошлого года. Стоимость тепло- и электроснабжения устанавливается Региональной энергетической комиссией. Но решение данного органа ограничено максимальным показателем индекса, который диктует Федеральная тарифная служба, как, впрочем, происходит и в других регионах. Органы местного

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    самоуправление регулируют цифры по статьям расходов холодного и горячего водоснабжения. Часть этих же статей входит в стоимость за оплату и ремонт жилого строения, что непосредственно влияет на общие цифры. На самом деле тариф на ремонт и содержание должен устанавливаться собственниками, на общем собрании. Только в случае разногласий коммунальная компания, в чьем ведомстве находится дом, уполномочена помочь с этим, прилагая графики работ и их перечень.

  • Цены на КУ в Иркутске устанавливают разные инстанции. Правом вычислять тарифы на водоотведение и воду обладают органы регулирования муниципальных образований городских округов и различных поселений области. Очень редко, в отдельных случаях – Служба по тарифам области. Стоимость тепловой энергии, электричества, газа, твердого топлива, печного бытового топлива – всегда Служба по тарифам области.
  • В Краснодарском крае за цены на ЖКУ отвечает орган исполнительной власти субъекта по вопросам регулирования тарифов.
  • В Ростовской области, как и в большинстве других, вопросами тарифных планов на коммунальные услуги занимается Региональная служба по тарифам.
  • Власти агитируют граждан экономить ресурсы ЖКХ, дабы платить меньше. Платить меньше помогают приборы учета, которые фиксируют объемы использованных ресурсов. Следовательно, вы платите именно за потребленную воду или т. п., а не просто ставку, рассчитанную на жилую площадь и всех жильцов квартиры, как было не так давно.

    Какие тарифы на электроэнергию для населения в ДНР

    Плата за ремонт и содержание общего имущества, которая регулируется собственниками, не подлежит государственному контролю. В данном вопросе учитываются индивидуальные нюансы состояния строения, его износ и техническое состояние.

    Если вы сильно сомневаетесь в правильности начисления платы за услуги, обращайтесь в местную государственную жилищную инспекцию, особенно если по закону вам полагаются субсидия или прочие льготы по оплате ЖКХ. Согласно федеральному стандарту, гражданин не должен тратить на оплату коммунальных услуг более 22% от совокупного дохода семьи.

    На нашем сайте вы можете получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно!

    Как управляющая компания устанавливает тарифы на коммуналку?

    Главная » ЖКХ » Как устанавливаются тарифы на коммунальные услуги в управляющих компаниях?

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    5/5 (5)

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

    • 8 (499) 322-73-27
    • Москва, Московская область
    • 8 (812) 507-82-87
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    • 8 (800) 551-71-02
    • Федеральный номер для других регионов России

    Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

  • Стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний по поставке электроэнергии, газа, тепла, горячей и холодной воды, а также услуги по водоотведению устанавливается органами местного самоуправления или государственной власти регионального уровня.
  • Сколько должен заплатить ресурсоснабжающим компаниям владелец объекта жилой недвижимости, определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета или установленных норм потребления.
  • В случае если объект жилой недвижимости оборудован индивидуальными приборами учета газа, электричества и воды, то собственник объекта может контролировать использование этих ресурсов.
  • Важно! Чтобы высчитать потребление за определенный временной период, достаточно из показаний индивидуальных приборов учета на конец этого периода вычесть показания, зафиксированные на начало периода. Полученную величину потребления достаточно умножить на установленный тариф, и стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний рассчитана.

    В большинстве случаев ресурсоснабжающие компании самостоятельно выставляют гражданам квитанции на оплату своих услуг. При этом стоимость услуг рассчитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, переданных гражданами, а в случае отсутствия этих приборов — на основе установленного норматива потребления.

    Периодически представители ресурсоснабжающих компаний приходят к владельцам объектов жилой недвижимости и сверяют передаваемые показания с индивидуальных приборов учета с реальными. Это делается для выявления случаев мошенничества.

    В случае если многоквартирный жилой дом оснащен общедомовыми приборами учета, то снятием показаний с этих приборов занимаются сотрудники управляющей компании или иной организации, в управлении которой находится этот дом.

    Показания фиксируются в специальном журнале. Любой гражданин, владеющий объектом жилой недвижимости в этом доме, вправе ознакомиться с записями журнала, чтобы удостовериться в правомерности начислений.

    Общедомовые приборы учета могут быть приобретены и установлены в любой момент после того как общее собрание собственников примет решение об их установке. При этом стоимость работ по приобретению и установке этих приборов разделяется между всеми владельцами объектов недвижимости в этом доме, поскольку такие приборы входят в состав общедомового имущества.

    Установить общедомовые приборы учета могут только сотрудники ресурсоснабжающих компаний.

    Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

    Если объект жилой недвижимости не оснащен индивидуальными приборами учета, оплата производится на основании установленных нормативов. Чаще всего у граждан отсутствуют индивидуальные приборы учета воды, газа и тепла, а вот индивидуальные приборы учета электроэнергии установлены у подавляющего большинства.

    Нормативы потребления ресурсов могут устанавливаться по количеству граждан, зарегистрированных на объекте жилой недвижимости, или исходя из площади этого объекта.

    Гражданин, оплачивающий услуги ресурсоснабжающих компаний по квитанциям, может сравнить используемые в этих квитанциях нормативы с установленными и при выявлении несоответствия потребовать провести перерасчет.

    имущества

    Кроме услуг ресурсоснабжающих компаний владельцы объектов недвижимости, расположенных в многоквартирных жилых домах, платят за ремонт и содержание жилья и общедомового имущества.

    Важно! К общедомовому имуществу принято относить:

    • лестничные пролеты;
    • коридоры;
    • лифты и лифтовое хозяйство;
    • чердачные и подвальные помещения;
    • помещения технических этажей;
    • инженерные коммуникации, включая системы электро-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения;
    • пожарную и иную сигнализацию в случае установки этих систем в многоквартирном жилом доме;
    • автоматизированные подъездные двери;
    • придомовую территорию и располагающиеся на этой территории объекты инфраструктуры.

    Стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний одинакова в пределах одного поселения. А вот тарифы на услуги по ремонту и содержанию жилья и общедомогого имущества могут различаться. Подобная ситуация объясняется тем, что управляющие компании самостоятельно рассчитывают тарифы на эти услуги.

    • Исходя из положений Жилищного кодекса РФ, сумма оплаты за ремонт и содержание жилья и общедомового имущества рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить оказание этих услуг в каждом конкретном многоквартирном жилом доме.
    • Поэтому даже у одной управляющей компании тарифы на эти услуги могут различаться.
    • Если гражданин, владеющий объектом жилой недвижимости, не в состоянии оплачивать услуги управляющей и ресурсоснабжающих компаний, ему следует обратиться в органы местного самоуправления и оформить субсидию.

    Отметим, что тарифы во многом зависят от того, какой конкретно метод управления многоквартирным жилым домом выбрали собственники расположенных в этом доме помещений.

     Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы?

    Формирование тарифов

    Тарифы на услуги управляющей компании по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества рассчитываются исходя из того, какие конкретно услуги будут оказываться. Чтобы рассчитать тарифы, необходимо определить полный перечень работ, которые будут осуществляться.

    Отметим, что большинство управляющих компаний, произведя расчет тарифов, не считают нужным раскрывать информацию о том, исходя из чего рассчитывался этот тариф. Полный объем планируемых работ известен только сотрудникам управляющей компании, а гражданам сообщают конечную цену.

    В такой ситуации владельцы объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, не могут самостоятельно определить правильность расчета установленных тарифов.

    Такая ситуация делает практически невозможным контроль за соблюдением нормы о соразмерности стоимости работ фактически выполненным работам, поскольку периодичность выполнения работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества не регулируется законодательством, а устанавливается управляющими компаниями самостоятельно.

    Учтите! Очень часто информация о периодичности выполнения работ управляющими компаниями не раскрывается.

    Хотя на управляющую компанию возлагается ответственность за поддержание общедомового имущества в надлежащем состоянии, благодаря чему Жилищная инспекция может наложить на управляющую компанию штрафные санкции за малейшее нарушение, в реальности управляющие компании не несут практически никакой ответственности.

    Основанием для включения той или иной работы и услуги в перечень работ и услуг по ремонту и содержанию общедомового имущества, оказываемых в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом, служит 3 часть 162 статьи Жилищного кодекса РФ.

    Исходя из положений 17 пункта Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006г.

    № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», собственники объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, должны утвердить на общем собрании, какие конкретно услуги по ремонту и содержанию общедомового имущества будет оказывать управляющая компания.

    Тарифы на услуги ЖКХ в крупнейших регионах РФ. Калькулятор

    05.07.2017

    ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    Узнать действующие тарифы на услуги ЖХК в вашем регионе и проверить, правильно ли вам начисляют квартплату вы можете, выбрав ваш регион (и перейдя по ссылке на его страницу).

    Тарифы на услуги ЖКХ в крупнейших российских регионах

    Кто утверждает тарифы на услуги ЖКХ?

    Все мы, живущие в крупных городах и многоэтажных домах, пользуемся светом, водой, теплом, многих из нас – газом. Все вместе это называется коммунальные услуги. Предоставляют их так называется ресурсоснабжающие организации. Это поставщики электричества, воды, газа, тепла.

    Коммунальные услуги не относятся к числу «рыночных». Их нельзя купить, изучив предложение нескольких продавцов и отобрав лучшее. Поставщик здесь один – то или иное предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которое поставляет в ваш дом коммунальный ресурс (воду, электроэнергию, газ или тепло). Поставщик услуги является монополистом.

    А значит, чтобы защитить жильцов от необоснованного завышения цены, тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства должны контролироваться государством. Так оно и происходит.

    Ставки тарифов на услуги ЖКХ назначаются региональными органами власти. При этом на федеральном уровне устанавливаются предельный уровень роста тарифов и контролируется методика расчета размера тарифов.

    Какие бывают тарифы на услуги ЖКХ?

    Тарифы на коммунальные услуги рассчитываются в зависимости от типа этих самых услуг, а так же наличия/отсутствия прибора учета коммунального ресурса (проще говоря, счетчика). Давайте разберемся по каждому из видов платы за «коммуналку».

    За электроэнергию мы платим исходя из количества потребленных киловатт-часов (кВт.ч.). Иным словами тариф выглядит, как стоимость одного кВт.ч. электроэнергии. Количество киловатт-часов определяется либо по счетчику, либо (если счетчика нет) по нормативу.

    Норматив – это расчетный показатель, которые характеризует среднее потреблении электроэнергии разными типами потребителей.

    В частности, разные нормативы устанавливаются для квартир с разными количество жильцов, разным количеством комнат, так же с различным типом «благоустройства» (имеется ввиду – газовая плита или электрическая).

    За воду мы платим, исходя из показаний счетчика воды. Если же счетчика в квартире нет, то плату за воду начисляются по нормативам. Нормативы потребления воды привязываются к количеству проживающих в квартире.

    С тем, чтобы побудить население к установке счетчиков, государство регулярно повышает нормативы потребления. И это действительно сильно удорожает услугу водоснабжения для населения.

    Впрочем, при этом существует теоретическая возможность доказать, что для установки счетчиков нет технической возможности. Тогда повышающие коэффициенты к нормативам применятся не должны.

    Плата за газ так же можно начисляться либо исходя из показаний счетчик, либо исходя из нормативов.

    В случае если газ потребляется для приготовления пищи и (или) нагрева воды в газовой колонке, то нормативы привязываются к количеству проживающих в квартире (или доме) жильцов.

    Если же речь идет о потреблении в целях отопления, то плата по нормативу рассчитывается исходя из отапливаемой площади.

    Что касается платы за тепло, то платить по собственному квартирному счетчику действующее законодательство РФ позволяет лишь в случае, когда квартирными счетчиками оборудованы все помещения многоквартирного дома. Если счетчики стоят не во всех квартирах и нежилых помещениях, то оплата зависит от того, оборудован или нет многоквартирный дом общедомовым счетчиком тепла?

    Если общедомовой прибор учета стоит, то вычисленный с его помощью объем потребления тепловой энергии распределяется между квартирами, пропорционально их площади. Получившийся показатель умножается на действующие в регионе тариф на тепло (рассчитывается в руб. за гигакаллорию).

    Если же общедомового счетчика нет, то тогда плата за тепло рассчитывается исходя из установленных в регионе нормативов расхода тепловой энергии. Полученная таким образом расчетная величина необходимых затрат энергии для отопления квартиры умножается на действующий в регионе тариф.

    Кликнув по ссылкам выше, вы сможете перейти на «странички» крупнейших регионов РФ, где с помощью интерактивного сервиса сможете рассчитать все изложенное выше с точностью для копейки.

    Поддерживается сервис Федеральной антимонопольной службой. Расчет ведется с помощью централизованной базы данных, которая включает в себя все утвержденные в регионах тарифы.

    Калькулятор платежей за услуги ЖКХ. Как работает?

    Сервис прежде всего позволяет проверить – правильно или нет вам начисляют плату за «коммуналку»?

    Следуя подсказкам, вы выбираете свой город (район), указываете жилую площадь вашей квартиры и число проживающих (это необходимо, если расчет идет по нормативам), выбираете тип коммунальной услуги и ее поставщика, вводите показания счетчика (если это требуется). В результате система выдаст вам стоимость потребления коммунальных услуг.

    Вместе с цифрой стоимости коммунальной услуги, система выводит и тарифы, установленные на тот или иной вид коммунального ресурса (свет, вода, газ, тепло). Плюс, название и реквизиты нормативного документа, устанавливающего тариф.

    Важное уточнение – централизованная база тарифов на услуги предприятий ЖКХ, которую использует калькулятор платы за коммунальные услуги, видимо, пополняется с некоторым опозданием. Поэтому утвержденные ставки тарифов начинают использоваться для расчетов лишь спустя месяц после их ввода в действие. Надеемся этот недостаток в обозримой перспективе будет исправлен.

    Система формирования тарифов на отопление

    Справедливый интерес граждан к образованию тарифов на отопление вызван суммой к оплате, превышающей все остальные вместе взятые статьи расходов на жильё. При детальном рассмотрении квитанции важно не путать стоимость отопления 1 квадратного метра площади в руб. за Гкал, указанного в квитанции, и величину самого тарифа.

    Составляющие тарифа

    Чем утверждаются тарифы на коммунальные услуги

    Основной нормативный документ, регулирующий жилищные вопросы, Жилищный кодекс, установил основным звеном в управлении коммунальным хозяйством собственника жилья. Формально именно так и происходит, но только по жилищным услугам. Регулирование же коммунальных услуг постановлением Правительства России № 307 от 23 мая 2006 года поручено государственным региональным органам управления. Они уполномочены определёнными методами рассчитать объёмы потребления, которые повлияют на определение тарифа. Потребление теплоснабжения рассчитывают по нормативам, утверждённым Правительством, или по счётчикам, установленным не только непосредственно в теплоузлах, но и домовых, а в последнее время и квартирных.

    Тариф на тепловую энергию – это стоимость единицы тепла, измеряемой в Гкал. А общая оплата за отопление жилого фонда состоит из услуги, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на установленный тариф.

    Определяющим фактором количества гигакалорий, потреблённых всем многоквартирным домом, является температура воздуха на улице.

    Поэтому тарифы на отопление и регулируются региональными властями с учётом особенностей погодных условий.

    Но и состояние коммуникаций играет огромную роль в потреблении тепловой энергии. Нормативы потребления тепла могут различаться в пределах одной улицы, когда участками трубопроводной системы владеют разные компании.

    Львиная доля в ценах приходится на большой уровень теплопотерь из-за неудовлетворительного состояния коммуникаций. Таким образом, тарифы на тепло обеспечивают ремонтные, профилактические работы по состоянию всей системы отопления.

    Это влечёт за собой затраты на оборудование, заработную плату.

    Тарифы по типам

    Виды тарифов на теплоснабжение отражены в статье 8 Закона «О теплоснабжении»:

    • минимум и максимум уровня цены в руб. за Гкал;
    • минимум и максимум мощности поставляемого тепла;
    • на выработку комбинированной энергии;
    • для поставки конечным потребителям;
    • для посредников теплоснабжающих компаний;
    • на оказанные услуги по доставке тепла;
    • услуги по сохранению незадействованной тепловой мощности;
    • подсоединение к системе снабжения тепловой энергией.

    Все остальные услуги в данной сфере регулируются лишь соглашениями сторон. Срок действия уже установленных цен не может быть менее 1 финансового года.

    Важным документом в области прозрачности информации по формированию цен стало Постановление Правительства №1140 от 30.12.

    09, где описаны стандарты раскрытия информации и недопущение никаких коммерческих тайн в области предоставления услуг по подаче тепловой энергии.  Постановление требует полного раскрытия информации, ставшей основой установления тарифа.

    Другими словами, любой жилец, получивший квитанцию на оплату теплоэнергии, вправе задать интересующий вопрос и получить письменный ответ.

    Новый закон «О теплоснабжении»

    В июле 2017 года Федеральный Закон «О теплоснабжении» претерпел значительные изменения. Теперь муниципалитетам даётся право реформирования локальных рынков тепла, где главенствует какая-нибудь одна крупная компания.

    В этом случае можно использовать принцип альтернативной котельной. Т.е.

    если постройка отдельной котельной выходит дешевле, чем использование централизованной системы, значит цена за 1 Гкал тепла в данной явно завышена теплоснабжающими компаниями.

    При реформе возможно установление потолка тарифа на основании цены, полученной в альтернативной котельной. Здесь у муниципальных властей появляется право снизить пределы цены.

    Но, принимая во внимание, что в ответе за поставку тепла будут единые теплоснабжающие организации (ЕТО), то работы прибавится антимонопольным службам.

    ЕТО должны обеспечить модернизацию, улучшить качество услуг, нести ответственность за перебои в подаче.

    Особенно актуален переход на новое ценообразование муниципалитетам, где инфраструктура изношена больше. При привлечении дополнительных денежных вливаний, дополнится и прибыль ЕТО за счёт увеличения эффективности.

    По большому счёту, для большей прозрачности и объективности в стоимости отопления было бы установление единой цены на теплоснабжение для жителей одного региона. Уже во многих домах установлены счётчики тепла. Посчитать стоимость в руб.

    за Гкал и разделить между собственниками можно и без привлечённых организаций. А если при определении цены на теплоэнергию учесть и экономическое положение региона и покупать энергию у государственных поставщиков, то логично, что стоимость 1 Гкал неизменно покатится вниз.

    Но для этого нужен новый прогрессивный и справедливый закон.

    Завышение тарифов на коммунальные услуги (как формируются, кто утверждает, как обжаловать)

    Тарифы на услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) – одна из самых «больных» тем Российского общества.

    Более 90% жильцов многоквартирных домов и значительная часть собственников недвижимости в частном секторе, которая вынужденно пользуется услугами УК по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, уборкой мест общего пользования (проезжей части, парковочных площадок, ремонтом коммуникаций водоснабжения, канализации) считают действующие тарифы завышенными, а механизм их формирования – непрозрачным.Это мнение имеет под собой две составляющие:• Реальные факты нарушения УК (управляющими компаниями, ТСЖ) механизма формирования тарифов;• Незнание значительной части собственников принципа организации деятельности УК и отнесение к сфере деятельности таких сфер, на влияние тарифов которых УК не оказывает никакого влияния. 

    Что относится к сфере деятельности УК (ТСЖ)

    Основными сферами деятельности УК являются:• Организационно-распорядительная деятельность, связанная с созданием УК, формированием штата, заключением договоров с ресурсоснабжающими и иными организациями, задействованными в системе ЖКХ;• имущества МКД (многоквартирного дома);• Оказание услуг инженерно-технического характера;• Ремонтно-эксплуатационная деятельность;• Устранение аварий сетей энерго-, водо-, теплоснабжения и канализации в пределах зоны ответственности (внутри дома и на придомовой территории, если она включена в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников МКД.Все остальные виды услуг не входят в сферу деятельности УК и плата за них может приниматься расчетными центрами (кассами) организуемыми УК в пределах обслуживаемых территорий для удобства жильцов. Но эти платежи не учитываются на балансе УК и не влияют на формирование доходной части её бюджета.

    Нормативная база деятельности УК

    Нормативная база довольно обширна.

    Состоит из 2 неравнозначных блоков:• Общефедерального законодательства, регулирующего деятельность УК на всей территории России;• Местного законодательства (подзаконных актов) которые могут приниматься как на уровне регионов, так и на уровне местных советов и относится к деятельности конкретной УК.

    В этих нормативных документах очень подробно описаны все стороны деятельности УК, в том числе и регламентирован порядок формирования тарифов, а так же их утверждение. Согласно этим нормативным актам УК не вправе самостоятельно устанавливать или досрочно изменять тарифы.

    Право на утверждение тарифов принадлежит общему собранию собственников многоквартирного дома, заключившего договор на обслуживание с конкретной УК.Все УК в сфере ЖКХ организуются и действуют в строгом соответствии с несколькими нормативными актами. Общефедеральными являются:

    • Жилищный кодекс (ЖК) РФ;
    • Постановление Правительства №491 от 2006 года;
    • Постановление Правительства №354 от 2011 года;
    • Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

    Порядок формирования тарифов

    Каждая УК формирует тарифы на услуги в соответствии с реальными затратами, которые она вынуждена нести. Поэтому они могут значительно отличаться. Жители соседних кварталов и даже МКД в пределах одного квартала (если дома обслуживаются разными УК) могут платить совершенно различные суммы за, казалось бы, один и тот же набор предоставляемых услуг.

    Почему тарифы могут отличаться?

    Прежде всего, тариф зависит от размеров УК. Чем больше домов находится на обслуживании УК тем более низкие тарифы.

    Заключая договоры с клининговыми компаниями (вывоз ТБО, ЖБО, уборкой придомовых территорий и мест общего пользования), большинство УК, в целях экономии средств и сокращения штата, заключают договоры со специализированными фирмами, которые имеют соответствующую технику: мусоровозы, ассенизаторскую и строительную технику, штат наемных работников – дворников, уборщиц, средства малой механизации. Чем больше заказ – тем он выгоднее для клининговой компании, тем больше скидки и льготы при заключении договора. УК, имеющие на обслуживании 1-5 домов, не имеют возможность заключать договоры на обслуживание на таких льготных условиях. Особенно печально обстоят дела с формированием тарифов в ТСЖ. Вторым фактором является наличие у УК собственного автопарка и строительной техники для выполнения всего комплекса работ по обслуживанию МКД. Крупные компании имеют такую технику, собственные ремонтные и аварийные бригады. Всё это так же ведет к снижению себестоимости оказываемых услуг.Третий фактор — состояние жилищного фонда. Этот фактор редко учитывается несогласными с тарифами собственниками. Не все понимают, что для содержания старого, неремонтопригодного общедомового имущества и инженерных сетей средств уходит значительно больше, чем на поддержание в исправном состоянии домов-новостроек.

    Порядок утверждения тарифов на коммунальные услуги

    Статьей 156 ЖК РФ установлено, что утверждение тарифов – прерогатива жильцов МКД. Это не означает, что любой из собственников жилья в МКД вправе требовать от УК установить выгодный ему тариф отказавшись от всех, кажущихся ему не нужными платежей.

     Для этого существует единый порядок, согласно которому УК разрабатывает экономически обоснованные тарифы, в которых учитываются непосредственные затраты на выполнение всего комплекса работ по содержанию и ремонту дома на текущий год. В тариф закладываются затраты на содержание штата УК, аренду или обслуживание офиса УК, прибыль УК – обычно не превышающая 5%.

    После этого тариф предоставляется на ознакомление всем заинтересованным лицам. Для этого каждая УК имеет собственный сайт, на котором обязательно должна размещаться вся информация, в том числе и расчетные данные по формированию любого тарифа.После этого проводится общее собрание собственников МКД.

    На нем представитель УК представляет на утверждение собственников свою версию тарифов, а так же весь перечень услуг УК, которые она может предложить собственникам.Общее собрание может утвердить предложенные тарифы, но может потребовать проведения независимой экспертизы по проверке обоснованности расчетов.

    Так же общее собрание собственников вправе отказаться от некоторых и даже всех предложенных УК услуг. Но, например, отказ от вывоза ТБО – недопустим по санитарным соображениям, так же как обязательна очистка кровли в зимний период от снега и сосулек – обязательное требование МЧС – от него тоже невозможно отказаться.

    Самыми злободневными являются тарифы на потребление воды и электроэнергии на общедомовые нужды, а так же содержание мест общего пользования на придомовой территории (парковочных мест для автотранспорта, выгулочных площадок для собак, скверов и зеленых насаждений.).

    Далеко не все жильцы являются собственниками авто или владельцами собак, не каждый, особенно не проживающий в доме собственник согласен на ежедневную влажную уборку в подъезде или на постоянное ночное освещение придомовой территории.Тем не менее, при достижении согласия большинством участвовавших в собрании собственников перечень услуг и тарифы на них утверждаются и уже не подлежать изменению в течение года. Отказ от оплаты согласованных и утвержденных тарифов

    1.3 Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги

    Правовая
    основа реализации намеченного поэтапного
    перехода к безубыточной работе отрасли
    заложена в Законе РФ «Об основах
    федеральной жилищной политики» и в
    Постановлении Правительства РФ №707 от
    18.06.96 «Об упорядочении системы оплаты
    жилья и коммунальных услуг».

    В области
    ценообразования в ЖКХ утверждены
    «Методика определения нормативов
    потребления жилищно-коммунальных
    услуг», «Методика расчета экономически
    обоснованных ставок и тарифов на услуги
    ЖКХ», «Методические указания по расчету
    ставок платы за наем и отчислений на
    капитальный ремонт жилых помещений,
    включаемых в ставку платы за содержание
    и ремонт государственного и муниципального
    жилищного фонда».

    Большое
    внимание уделяется выбору рациональной
    тактики изменения действующих тарифов
    для населения. Критерием рациональности
    этого процесса является предотвращение
    социальной напряженности и роста
    неплатежей при обеспечении срока
    перехода к безубыточной работе ЖКХ.

    Для
    методической и правовой поддержки
    поставленных экономических задач
    реформы потребуется разработка
    методических рекомендаций по определению
    динамики тарифов на услуги ЖКХ с учетом
    доходов населения.

    Для обеспечения
    финансирования развития объектов ЖКХ
    за счет привлечения внебюджетных средств
    и ликвидации сложившегося значительного
    износа основных фондов ныне разрабатывается
    «Методология технико-экономических
    обоснований инвестиционных проектов
    для привлечения средне– и долгосрочных
    кредитных ресурсов предприятиями
    коммунального хозяйства на развитие
    объектов инфраструктуры».

    Конечным
    этапом перехода на новые условия оплаты
    жилья и коммунальных услуг является
    полное возмещение населением издержек
    на содержание и ремонт жилья, а также
    на коммунальные услуги. В этих условиях
    на переходный период сохраняется
    практика установления двух групп
    тарифов.

    Первая
    группа – это экономически обоснованные
    ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального
    хозяйства, покрывающие затраты предприятий
    на их производство и реализацию,
    представляющие собой экономическую
    разновидность тарифов, получаемых
    предприятием вне зависимости от
    сложившегося в каждый конкретный период
    уровня ставок и тарифов для населения.

    Экономически обоснованные тарифы
    устанавливаются исходя из нормативов
    затрат на оказание услуг и согласованного
    между заказчиком и подрядчиком размера
    прибыли в зависимости от гарантий
    качества обслуживания.

    Вторая группа
    представляет собой утвержденные местной
    администрацией ставки и тарифы на
    жилищные и коммунальные услуги для
    населения на каждый конкретный период.

    Проблемам
    установления тарифов уделяется большое
    внимание, поскольку от его величины
    зависит благополучие коммунальных
    предприятий. Экономически обоснованные
    ставки и тарифы отражают общественно
    необходимые затраты на производство и
    реализацию этих услуг.

    Уровень экономически
    обоснованных ставок и тарифов при
    переходе к рыночной экономике должен
    диктоваться условиями рынка (специфическими
    для каждой территории) и устанавливаться
    на основе справедливой рыночной цены,
    учитывающей качественные параметры
    предоставляемых услуг, подобно тому,
    как, например, учитывается качество
    жилья в условиях его обмена, который на
    данном этапе в наибольшей степени
    отражает реальные рыночные отношения.

    • Однако
      отсутствие в настоящее время в каждом
      населенном пункте рынка производственных
      услуг требует исходить при формировании
      экономически обоснованных тарифов из
      нормативных затрат на жилищно-коммунальные
      услуги, дифференцированных с учетом
      объективных природных, градостроительных
      и демографических условий конкретного
      населенного пункта, а также учитывать
      потребительские свойства, которые
      устанавливаются по согласованию между
      заказчиком и подрядчиком, исходя из
      состояния основных фондов ЖКХ.
    • Использование
      нормативов затрат и возможность
      установления ставок и тарифов в
      соответствии с качеством обслуживания
      дает заказчику инструмент, позволяющий
      объективно оценить (при отсутствии
      рынка услуг) затраты на их производство
      и соответствующий этим затратам уровень
      потребительских свойств.
    • Основными
      целями введения экономически обоснованных
      ставок и тарифов являются:
    • перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек, т.е. переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью;
    • реализация экономической оценки и стимулирования качества и надежности обслуживания в уровне тарифа, т.е. возможность оценки услуг как товара;
    • предотвращение установления монопольно высоких ставок и тарифов экономическими методами, обеспечение социальной защиты граждан при распределении и оплате услуг.

    Рассчитанные
    на базе данной методики экономически
    обоснованные ставки и тарифы применяются
    для определения уровня платежей граждан
    на содержание и ремонт жилья и коммунальные
    услуги.

    При этом первые применяются для
    государственного и муниципального,
    общественного жилищного фонда,
    предоставленного гражданам по договору
    найма, а вторые – для всех видов жилищного
    фонда, независимо от форм собственности.

    Размер
    указанных ставок и тарифов устанавливается
    в пределах сроков и уровней платежей
    граждан в процентах к экономически
    обоснованным тарифам на оплату жилья
    и коммунальных услуг.

    В
    ставке оплаты для населения целесообразно
    предусмотреть выделение отдельной
    строкой платежа, характеризующего
    экономию в расчете на пользователя
    услуг. Существенный вклад в снижение
    себестоимости коммунальных услуг должны
    вносить государственные жилищные
    инспекции, и на первое место должна быть
    выдвинута ресурсная составляющая
    тарифа.

    По расчетам специалистов, на
    тепловых магистралях городов ежегодно
    теряется до 10% всей производимой в России
    тепловой энергии. Потери, нерациональный
    расход топлива как при транспортировке,
    так и при производстве тепла включаются
    в себестоимость услуги и приводят к
    увеличению тарифов.

    Однако ясно, что
    население не обязано оплачивать такого
    рода затраты.

    Таким
    образом, уменьшение себестоимости и,
    следовательно, тарифов поможет привести
    к снижению социальных издержек. Для
    этого мы предлагаем введение системы
    учета производства и потребления
    энергоресурсов, что соответствует
    ресурсосберегающей политике реформирования
    ЖКХ.

    Себестоимость
    и экономически обоснованные ставки и
    тарифы на жилищно-коммунальные услуги
    пересматриваются в зависимости от
    изменения цен и тарифов на материалы,
    электроэнергию, топливо и другие виды
    ресурсов, изменения условий оплаты
    труда и инфляционных процессов, что
    оговаривается в договорах, заключаемых
    на оказание услуг. Себестоимость
    складывается из затрат, связанных с
    использованием в процессе оказания
    услуг основных фондов, материальных,
    топливно-энергетических, трудовых и
    других видов ресурсов, обусловленных
    технологией и организацией производства,
    а также затрат, связанных с управлением
    и обслуживанием последнего.

    Затраты
    на воспроизводство основных фондов
    включаются в себестоимость в виде
    амортизации (износа) в процентах от
    балансовой стоимости основных фондов
    в зависимости от срока их службы.

    Себестоимость услуг, представляющая
    базу экономически обоснованного тарифа,
    должна включать нормативные затраты
    на все виды работ и услуг, оказываемых
    предприятиями ЖКХ различных форм
    собственности по договорам подряда.

    Исходной
    базой для определения экономически
    обоснованных ставок и тарифов служат:
    перечень работ и услуг, оказываемых
    потребителям в соответствии с договором
    подряда; нормативы материальных, трудовых
    и финансовых затрат, а также нормативы
    потребления жилищно-коммунальных услуг;
    данные бухгалтерской отчетности. Состав
    затрат, содержание отдельных элементов
    себестоимости услуг зависят от конкретного
    вида услуг, оказываемых потребителям.
    При этом услуга, являющаяся товаром,
    имеющим определенные потребительские
    свойства, включает в свой состав полный
    цикл работ, обеспечивающий конечный
    результат – реализацию услуги
    непосредственно потребителю, независимо
    от того, выполняются все работы по
    производству и реализации услуги одним
    предприятием или отдельные виды работ
    поручаются генеральным подрядчиком
    другим предприятиям или частным фирмам.

    Для
    недопущения монопольно высоких цен на
    услуги специализированных организаций
    их уровень должен утверждаться местной
    администрацией в соответствии с
    действующим законодательством, а затем,
    при необходимости, включаться в состав
    экономически обоснованного тарифа.

    Практика
    показывает, что некоторые регионы и
    города часто завышают уровень экономически
    обоснованных тарифов. Причем в большинстве
    регионов расчет таких тарифов и
    определение суммарной потребности в
    финансовых и материально-технических
    ресурсах осуществляется по фактически
    сложившимся нормативам, а при расчете
    численности и фонда заработной платы
    используются устаревшие нормативы.

    В
    нормативно-методических материалах по
    реализации концепции реформ
    жилищно-коммунального хозяйства РФ
    приведен анализ существующей практики
    применения экономически обоснованных
    тарифов, который показал, что реформирование
    ЖКХ невозможно без новых принципов
    формирования тарифов.

    Существующий
    порядок установления цен на ЖКУ на
    основе нормативных затрат, необходимых
    для их производства и реализации, не
    отвечает требованиям времени.

    Порядок
    расчета себестоимости, исходя из
    фактических расходов за предшествующий
    период, также не отражает реальной
    стоимости услуг, поскольку в тариф
    включается бюджетное недофинансирование
    отрасли.

    На
    наш взгляд, новые принципы ценовой и
    тарифной политики должны быть основаны
    на снижении затрат по предоставлению
    жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

    С этой
    целью предлагается перейти на договорные
    условия работы с разделением функций
    заказчика и подрядчика; проведение
    конкурсного отбора предприятий-подрядчиков;
    введение контрактной системы найма на
    работу; внедрение приборов учета расхода
    ресурсов на каждом объекте ЖКХ с целью
    ресурсосбережения; проведение аудита
    формирования стоимости услуг и
    технологического аудита; обеспечение
    при определении стоимости услуг участия
    представительских органов с дальнейшим
    доведением информации до потребителя.
    Кроме того, методическое обеспечение
    тарифной политики ресурсосберегающих
    организаций может привести к разделению
    коммунальных тарифов на две составляющие:
    за сетевое обслуживание (постоянная
    величина) и за поставку услуги (переменная
    величина).

    В
    структуру оплаты жилья введены начисления
    на капитальный ремонт и плата за наем
    муниципального жилья. Эти средства не
    связаны с текущими затратами по содержанию
    жилья, а предназначены для проведения
    его реконструкции и модернизации.

    Постепенное включение в ставки и тарифы
    инвестиционной составляющей, которая
    в соответствии с реформой будет
    возрастать, позволит включать затраты
    на восстановление жилищного фонда и
    развитие коммунальных объектов в
    структуру оплаты жилищно-коммунальных
    услуг населением.

    Ссылка на основную публикацию